• +7 (499) 159-27-45
  • +7 (980) 415-15-50 моб.
  • Позвоните нам
 
  • mars-mercury@yandex.ru
  • E-mail

Помни Цусиму

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 

  27–28 мая 1905 года в результате Цусимского сражения (в районе острова Цусима, Корейский пролив) 2-я и 3-я эскадры флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского, несмотря на героизм и самоотверженность русских моряков, потерпели сокрушительное поражение от значительно превосходящих сил Императорского флота Японии.Это событие навечно вошло в историю России как трагическое для всего Российского Флота. Из 38 участвовавших с российской стороны кораблей (броненосцев, броненосных и бронепалубных крейсеров, миноносцев) и судов (транспортов и госпитальных) затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами – 21, в том числе 3 транспорта. Сдались в плен или были захвачены – 7, в том числе 2 госпитальных судна. Интернированы в нейтральные порты до конца войны – 6, в том числе 2 транспорта. Прорвались во Владивосток 4 корабля: вспомогательный крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый», «Грозный» и большой транспорт «Анадырь». Погибло свыше 5000 российских моряков, в том числе 209 офицеров, в плен взято более 7000 человек, в том числе 2 адмирала. Потери Японского флота, по официальным данным: убитых – 116 человек, ранено – 538 человек, потоплены 2 малых миноносца. В сражении проявилась небывалая сила духа российских моряков, поразившая воображение современников в стране и за рубежом. Примеров проявления высочайшего героизма и мужества, стойкости, преданность Отчизне и верности воинскому долгу было множество. Тяжелораненый командир броненосца «Наварин» капитан 1 ранга барон Фитингоф приказал положить его в рубку тонущего корабля, чтобы разделить его участь. Не покинул корабля и лейтенант Огарев. Командир броненосца «Нахимов» капитан 1 ранга Родионов и штурман лейтенант Клочковский отказались спасаться, когда японцы после гибели корабля стали вылавливать и брать в плен плавающую в воде команду. Только на следующий день они были подобраны в бессознательном состоянии. Когда с растерзанного и объятого огнем эскадренного броненосца «Суворов» миноносец «Буйный» снимал раненого командующего эскадрой Рожественского и его штабных офицеров, с ними перешли лишь несколько человек из команды броненосца. Стоявшие на палубе лейтенанты Вырубов и Богданов, прапорщик Курсель и около 30 матросов наотрез отказались покинуть свой гибнущий корабль. После ночных атак японских миноносцев «Суворов» затонул, из 900 человек команды не спасся никто… Показательно, что даже японские газеты писали в то время: ничто не озаряло огромного несчастья России за исключением поразительной отваги офицеров и команд. Но в то же время в истории Цусимского сражения Российского Флота есть и позорные страницы – сдача без боя и боеспособными миноносца «Бедовый» и четырех броненосцев отряда 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова, который принял командование всей российской эскадрой после ранения вице-адмирала Рожественского. Эти корабли пополнили Императорский флот Японии. Таким образом, было совершено преступление, караемое по законам Российской империи смертной казнью. В мае–июне 1906 года состоялся суд над офицерами флота, допустившими сдачу кораблей противнику в Цусимском сражении. Уроки и выводы суда не потеряли актуальности и сегодня, когда долг, честь и достоинство русского офицера, его профессиональные и морально-боевые качества вновь подвергаются новым духовно-нравственным и физическим испытаниям, жесткой проверке боем в ожесточенной схватке с укрофашизмом и агрессивными действиями стран блока НАТО.

…Оба дела рассматривались в суде в 1906 г. в особом присутствии военно-морского суда Кронштадтского порта. Перелистаем некоторые страницы дел. Слушания по первому делу в качестве обвиняемого проходил вице-адмирал З.П. Рожественский, по второму – контр-адмирал Н.И. Небогатов. Из обвинительного акта: «15 мая 1905 года миноносец «Бедовый», будучи настигнут в Японском море близ острова Дажелет японским миноносцем «Сазанами», без боя спустил перед неприятелем флаг и был отведен в плен»
... Вице-адмиралу З.П. Рожественскому вменялось в вину то, что «передав командование эскадрой вследствие полученных в бою ран контр-адмиралу Н.И. Небогатову, он, находясь на миноносце «Бедовый», зная о происходящей сдаче этого миноносца и имея по состоянию здоровья возможность предупредить совершение этого преступления, заведомо допустил содеяние оного…» Вице-адмирал Рожественский, считая себя единственным и главным виновником сдачи «Бедового», отказался от защитника.
К объятому пожаром броненосцу «Князь Суворов», на котором командующий Рождественский держал флаг, под огнем неприятеля пристал миноносец «Буйный» и принял раненого и впавшего в забытье командующего эскадрой. Адмирал Рождественский на вопрос командира «Буйного» о своих дальнейших действиях ответил, чтобы он действовал так, как будто адмирала на корабле не было: «Итак, будучи в здравом уме, я вместо энергичного напоминания о долге, чести ответил общим местом тому, кто пришел искать у меня нравственной поддержки…»
В дальнейшем, поскольку «Буйный» имел большие повреждения и на нем заканчивались запасы угля, Рожественский и его штаб были пересажены на миноносец «Бедовый».
Из речи обвинителя – товарища главного военно-морского прокурора генерал-майора А. И. Вогака:
«15 мая 1905 года произошло событие, в летописях русского флота небывалое. Миноносец «Бедовый» настигнутый в Японском море равным по силе врагом, без боя сдался и был отведен в плен… В настоящее тревожное время, время всякого рода отрицаний и увлечений, воину особенно необходимо стать на твердую почву, чтобы не попасть под тлетворное влияние тех лиц, которые требуют гуманности там, где она по существу дела вовсе не терпима. Люди живут, сражаются, страдают, гибнут, умирают. Скорбь родных их велика, но горе стране, в которой погибли не отдельные лица, а воинский дух, традиции прошлого. …Вот почему, проиграно сражение или нет, особого значения не имеет, все можно наверстать – была бы мощь в душе. Быть побежденным, господа судьи, еще не значит быть опозоренным».
Свидетели, допрошенные на суде, единогласно удостоверяли, что сдача миноносца японцам для нижних чинов явилась полнейшей неожиданностью. Когда силуэты 2-х японских миноносцев ясно обрисовались, команда «Бедового» без всяких приказаний разошлась по орудиям. Команда волновалась, порывалась стрелять, роптала, что ей не дают сразиться с равным по силе врагом.
Вместе с «Бедовым» шел миноносец «Грозный», который, получив сигнал действовать самостоятельно, вступил в бой с одним из 2-х японских миноносцев, нанес ему серьезные повреждения и благополучно дошел до Владивостока. «…Я утверждаю, господа судьи. Что при таких условиях сдача миноносца «Бедовый» могла быть осуществлена только совокупной деятельностью офицеров, и все они поэтому виноваты».
На суде почти не вскрывались причины катастрофы русской эскадры. Решение суда было неожиданным, вызвало множество вопросов и стало предметом споров и дискуссий. Можно предположить, что был сговор между обвиняемыми и царским правительством: в ответ на замалчивание преступной деятельности правительства по подготовке флота правительство даровало легкое наказание. Признав, что офицеры капитан 1-го ранга Клапье де Колонг, полковник Филипповский и капитан 2-го ранга Баранов, умыслившие в случае встречи с неприятелем сдаться без боя и проявившие наибольшую инициативу в сдаче корабля, а равно и лейтенант Леонтьев, отгонявший команду от орудий, достойны смертной казни, суд, тем не менее, посчитал необходимым заменить предусмотренное наказание, подвергнув их исключениям из службы без лишения чинов и лишениям некоторых прав и преимуществ.
Адмирал Рожественский, как не вполне сознававший по состоянию здоровья значения происходящих вокруг него событий, а равно и все прочие подсудимые, признаны по суду оправданными – за недоказанностью обвинений.
Чем же вызван столь мягкий приговор? Ответ, видимо, заключается в том, что его не могли строго осудить. Рожественский слишком много знал о закулисной стороне Русского Флота. Знал, будучи начальником Главного морского штаба, о разных темных делах в судостроении, в которых были замешаны и высочайшие особы.
Доказательством тому служат записки капитана 2-го ранга В. Семенова, заведующего военно-морским отделом в штабе Рожественского, который вел записи о походе и бое, а затем написал о Цусиме несколько книг. «Ведь если бы тогда, в конце 1904 г., были опубликованы донесения адмирала, в которых он с солдатской прямотой говорил, что ни с теми силами, какими он сейчас располагает, ни с «обузой», которую ему стараются навязать (небогатовский тихоходный отряд из устаревших кораблей. – А.Д.)… он не имеет надежды на успех? Если бы выяснилось, что не отсутствие таланта и тем более мужества и самоотвержения, а полная непригодность оружия, с которым люди, верные долгу, были посланы не в бой, но на бойню, – были причиной неслыханного разгрома? Если бы каждому до очевидности стало ясно, что виноваты не те, что «не погибли», а пославшие их на бесславную гибель? Какими последствиями могло бы грозить такое просветление общественного сознания для господ, мирно проживающих под шпилем адмиралтейства и даже вне его?»
Как перекликаются эти оценки с оценками В.И. Ленина в его статьях «Падение Порт-Артура» и «Разгром», которые были даны еще в январе и в мае 1905 года – за год до суда! (Полн. собр. соч. Т. 9, 10).
Во многом эти оценки злободневны и сегодня. «Самодержавие, – писал В.И. Ленин, – именно по-авантюристически бросило народ в нелепую и позорную войну. Война вскрыла все его язвы, обнаружила всю его гнилость, показало полную разъединенность его с народом. Связь между военной организацией страны и всем ее экономическим и культурным строем никогда еще не была столь тесной, как в настоящее время… Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Но военный крах, понесенный самодержавием, приобретает еще большее значение, как признак крушения всей нашей политической системы. Безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представителями полу оторванной от народа касты. Войны ведутся теперь народами».
Провалы в агрессии США против Кубы, Вьетнама и Ирака, против Югославии, Ливии и Сирии убедительно свидетельствуют об актуальности ленинских выводов. К сожалению, военно-политическое руководство России при проведении военной реформы в середине 20-х годов ХХI века взяло курс на наемную армию.
Вскрытая В.И. Лениным неприглядная картина военно-политической отсталости самодержавной России и неподготовленности ее техники, оружия и личного состава раскрылась еще более глубоко на суде над контр-адмиралом А. Небогатовым и командирами броненосцев, сдавших корабли без боя. На суде, вопреки желанию правительства, выяснились ужасающие недочеты Российского императорского флота. В своей речи товарищ главного военно-морского прокурора генерал-майор А.И. Вогак заявил: «В глазах многих подсудимые – простые стрелочники, привлекаемые, как всегда, к ответу взамен действительных виновников всех наших бедствий и несчастий, продолжающих занимать видные места и пользоваться всеми благами жизни… Однако адмирал Небогатов и командиры сдавшихся судов, сдавшиеся после Цусимского погрома без боя неприятелю, отвечать за сдачу должны».
Решением суда виновные в сдаче без боя броненосцев «Император Николай I», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», имевшие возможность продолжать бой; еще ранее лишенные званий бывшие контр-адмирал Небогатов, капитаны 1-го ранга Смирнов, Григорьев и Лишин были приговорены к смертной казни, но, при внимание к долговременной безупречной их службе и крайнему утомлению, в котором они находились после блестяще исполненного исключительного перехода, суд постановил о замене смертной казни заключением в крепость на 10 лет. Командование и офицеры броненосца «Орел» были признаны невиновными вследствие того, что корабль из-за полученных накануне в бою тяжелых повреждений не мог вести бой.
Небогатов был освобожден досрочно, дожил до революции и умер в Москве в 1922 году.
Цусимское сражение было крупнейшим поражением царского флота. Но бывают в истории войн поражения, которые стоят иных, самых блестящих побед, потому что заставляют задуматься над причинами случившегося и приложить все силы к тому, чтобы восстановить былую славу. После Цусимы и Порт-Артура Русский Флот пережил свое второе рождение, причем благодаря усилиям, можно сказать, всего русского народа.
Более 17 млн золотых рублей было собрано в ходе сбора средств на восстановление флота, организованного «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования», в котором участвовали все сословия России. На эти средства были построены 19 минных крейсеров типа «Новик», не имевших аналога в мире, и 3 ПЛ. В это время был заложен первый в мире броненосец «Петр Великий» (линкор). В результате этих и других мер в Первую мировую войну флот вступил достаточно подготовленным и сумел нейтрализовать все действия германского и турецкого флотов, нанеся им серьезный урон.
Так было, к примеру, и после Харьковской катастрофы и наступления фашистских войск к Волге и на Северный Кавказ летом и осенью 1942 года, когда был издан известный приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина №227 («Ни шагу назад!») и последовала историческая победа под Сталинградом, а после жестоких неудач Красной Армии в начальный период войны в 1941 году последовал победный 1945 год. Возвращаясь к Цусиме, следует отметить, что прямым следствием Цусимской трагедии стала и трагедия американского флота в Перл-Харборе в декабре 1941 года. После Цусимы военно-политическое руководство Японии настолько уверовало в свое военное превосходство и безнаказанность, что готово было в своем милитаристском угаре решиться на любую военную авантюру на Тихоокеанском театре – и за это справедливо поплатилось.
В августе 1945 году Советская Армия, всего за 23 дня, наголову разбила Квантунскую армию. А за атаку на Перл-Харбор Япония получила чисто американский ответ – в августе 1945 года ядерной бомбардировке были подвергнуты города Хиросима и Нагасаки… Япония с позором капитулировала 2 сентября 1945 года.
Оценивая деятельность ВМФ, Верховный Главнокомандующий И. Сталин в Приказе по войскам Красной Армии и ВМФ СССР №371 от 22 июня 1945 года отметил: «…Моряки подводных лодок, надводных кораблей, морские летчики, артиллеристы и пехотинцы восприняли и развили всё ценное из вековых традиций русского флота… Флот до конца выполнил свой долг перед советской Родиной…»
После Великой Отечественной войны Советский ВМФ стал успешно развиваться на современной военно-научной, стратегической и технологической основе.
В 1985 году Советский Флот имел в своем составе 1561 корабль, превратился в мощный сбалансированный флот, способный решать оперативно-стратегические задачи на отдаленных океанских и морских театрах военных действий и противостоять агрессии с моря, по количеству кораблей и боевому потенциалу занимал второе место в мире после ВМС США. Тем самым был положен конец многолетнему безраздельному господству ВМС США на море.
Развал Советского Союза подорвал не только морскую мощь страны созданной поколениями советского периода, но и принес разрушение былому экономическому, политическому и, в целом, всему военному потенциалу страны. Так, в рассекреченном аналитическом отчете американских спецслужб от 2017 года о состоянии ВМФ говорилось, что М. Горбачёв посчитал неэффективным вести гонку вооружений на море.
В 90-е годы были списаны 80-85% кораблей, подлодок, военных самолетов, которые были утилизированы или проданы практически, по цене металлолома. И надо признать, что весь Запад, особенно американское руководство, как главный выгодоприобретатель от развала ВМФ России, ликовал. При этом американское военно-политическое руководство весьма рассчитывало, что Российский Флот уже никогда не возродится.
Однако прогнозы американских аналитиков очередной раз потерпели крах. Российский ВМФ выстоял, динамично развивается и усиливается. Растет его боевой потенциал.
Так, Президент РФ В.В. Путин 11 апреля 2025 года на совещании по вопросам развития ВМФ в Петербурге акцентировал внимание на будущем Российского Флота. В частности, он заявил, что динамика меняющейся обстановки в мире и развитие технологий требуют формирования нового облика Военно-Морского Флота.
По словам главы государства, модернизации ВМФ уделяется приоритетное внимание. Так, в предстоящее десятилетие на строительство новых кораблей предусмотрено 8,4 трлн рублей. При этом за последние пять лет, добавил он, построили 49 кораблей различных классов. С 2020 года в состав ВМФ, отметил В. Путин, ввели четыре стратегические подводные лодки проекта «Борей-А» и четыре многоцелевые подводные лодки «Ясень-М». Доля современных образцов вооружения в морских стратегических ядерных силах составляет сейчас 100%. Данный показатель, подчеркнул российский лидер, необходимо удерживать и в будущем.
Кроме того, в Мурманске 28 марта Президент РФ В.В. Путин, общаясь с моряками АПЛ «Архангельск», сообщил, что готовятся Стратегия развития ВМФ и Программа строительства надводных и подводных кораблей до 2050 года…
Следуя историческим примерам, хочется выразить искреннюю надежду, что только благодаря настойчивости осуществления перестройки национальной политики, экономики, духовно-нравственного настроя на путях укрепления единения всего народа России, патриотизма, социальной справедливости, самодостаточности, импортозамещения, взрывного развития новейших технологий, образования, науки, подготовки кадров будет одержана победа в СВО, против нового нашествия украинского и НАТОвского неофашизма, будет новая Россия, и будет вновь могучий океанский флот.
Эта надежда обретет смысл, если борьба за судьбу России и ее Армии и Флота станет поистине всенародным делом, делом всех сплоченных наций России, делом каждого подлинного патриота Отечества.


Александр ДАНИЛИН,

Пресс-секретарь МООБВ «Марс-Меркурий»,
капитан 1-го ранга,заслуженный работник культуры РСФСР

Опубликовано в газете "Советская Россия" от 29.05.2025 года

 #ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#ЗаПобеду#80ЛетПобедыВОВ#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#МыВместе#МарсМеркурий#ОружиеВеликойПобеды#Данилин

#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#ЗаПобеду#80ЛетПобедыВОВ#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#МыВместе#МарсМеркурий#ОружиеВеликойПобеды#Данилин

 

© МОО "Марс-Меркурий". 2010-2023