• +7 (499) 159-27-45
  • +7 (980) 415-15-50 моб.
  • Позвоните нам
 
  • mars-mercury@yandex.ru
  • E-mail

Угнать самолёт из фашистского плена

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

      Всё дальше от нас день Великой Победы над фашистской Германией. И как быстро уходит время от того исторического дня, тем отчётливее понимание, что нацизм пока не побеждён. И события на Украине это показывают.
На сегодняшний день имя лётчика Михаила Девятаева, угнавшего самолёт в 1944 году из фашистского плена, достаточно известно, был снят фильм «ДЕВЯТАЕВ». Но оказывается таких подвигов немало. Еще ранее, в 1943 году наши двое лётчиков, также совершили дерзкий побег, угнав сразу два самолёта У-2, прихватив с собой ещё шестерых «пассажиров».
Эта история основана на реальных событиях, происходивших во время Великой Отечественной войны, о которой также нужно снимать фильм и рассказывать младшему поколению, чтобы учиться мужеству, смелости и отваге, служению Родине.
Этот рассказ о человеке бесстрашном, мужественном, прошедшим фронт и концлагерь, и оказавшийся в застенках ГУЛАГа, но не сломавшийся от жизненных перипетий.
Немного предыстории.
Я не раз бывал в деревне Панино Сосновского района Нижегородской области, так как там живёт мой друг, сослуживец Георгий Лукин, с которым мы в прошлом веке, в середине 70-х годов служили в Военно-морском флоте СССР, на острове Котлин в г. Кронштадте! Волею судьбы я переехал в Россию в 1995 году, так в Таджикистане уже пару лет шла гражданская война. Обосновавшись в г.Бор, Нижегородской области, я через несколько лет нашёл Георгия в Нижнем Новгороде. А его родители жили в селе Панино. Так я познакомился с его отцом Владимиром Павловичем Лукиным, очень душевным человеком, у которого ко мне были отеческие чувства и отношения, да что там говорить, они были обоюдными.
Приезжая в гости, бывало, сидели с ним до утра и говорили о житие-бытие. На одной из таких встреч, он и рассказал о своём земляке – Пикулькине Степане Михайловиче, с которым был хорошо знаком и начинал работать под его руководством, когда строили Панинскую ГЭС на реке Серёже. Старший товарищ – Степан Михайлович Пикулькин, возглавивший в послевоенное время строительство, а затем и саму станцию, к молодым относился строго, но без грубости, был человеком немногословным, но всегда честным и принципиальным, что касалось дела.
Прошло много лет, я вспомнил эту трогательную историю, рассказанную Владимиром Павловичем Лукиным. Поводом послужил приезд, моего друга Георгия Лукина, прошлой осенью, когда он приехал погостить и покупаться в море. Мы несколько лет не виделись, я уже жил в Крыму, поэтому разговоры были долгими и на различные темы. Вот тут и вспомнили и отца Георгия, которого не стало несколько лет назад и про героический подвиг Степана Пикулькина. Вскоре Георгий прислал фото и материалы, о жизни и судьбе бесстрашного человека.
Используя архивные материалы и воспоминания панинских земляков, я и написал этот рассказ. ***
В 30-е годы 20 века молодёжь грезила подвигами Валерия Чкалова, совершившего беспосадочный перелёт в Америку через Северный полюс, Ивана Папанина — руководителя полярной станции «Северный полюс», отправившихся покорять Северные полюс. Поэтому не удивительно, что Степан Пикулькин, мечтал стать лётчиком.
Степан Пикулькин родился в селе Панино Сосновского района Горьковской области в 1913 г. А в 1929 году окончив седьмой класс, поступил в ФЗУ, так во времена СССР в 30-е годы прошлого века называли Школы фабрично-заводского ученичества, которые действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. В школы принимали ребят и девчат в возрасте 14—18 лет, с начальным образованием.
В 1930—1939 годах обучение, проходило в основном на базе 7-летней школы, а срок обучения составлял от 2-х до 4 лет, в зависимости от сложности специальности. Это было подобие ещё недавнишних ПТУ.
Через некоторое время Степан Пикулькин окончил Саратовский авиационный техникум гражданского воздушного флота. Это было за три года до ВОВ. По состоянию здоровья его не взяли в лётчики, но авиамеханик из него получился отличный. Поэтому еще до войны он начал работать на аэродроме. А через год он уже служил в рядах Красной Армии, в военно-воздушных силах, в 711-м ближнебомбардировочном авиационном полку ВВС СССР третьей армии.
Мечта стать лётчиком не покидала Степана, и несколько раз он уговаривал лётчиков брать в полет на место второго пилота. Во время таких полётов он пристально наблюдал за впереди сидевшим лётчиком, запоминая движения рук за штурвалом, как и когда нужно было прибавить обороты двигателя самолёта, на какой градус отодвинуть или приблизить штурвал. А уж как заводить двигатель и следить за состоянием техники, это было делом привычным. Ведь в начале Великой Отечественной войны он уже был старшим авиатехником. Часто, когда готовил самолёт к полёту, он садился в кресло первого пилота, и, совершая мысленно и руками движения за штурвалом, он представлял как он ведёт боевую машину.
Даже несколько раз он сам, в тайне от начальства, по разрешению друзей, с которыми он менялся местами, он совершил несколько полётов. Так у него появился опыт вождения летательного аппарата.
В 1941 году 22 июня началась Великая отечественная война с фашистской Германией. Весь советский народ встал тогда на защиту своего отечества. Как коммунист Степан в числе первых подал рапорт о призыве на фронт в боевую часть. С первых дней войны немецкие пилоты уничтожили большую часть советских самолётов, базировавшихся на аэродромах близ западных границ СССР. Поэтому самолёты были на вес золота, и предстояло имеющиеся машины восстанавливать, ремонтировать. Первые годы войны использовали все имеющиеся самолёты, даже те, которые не были предназначены для боевых действий. Такими были У-2, их уже тогда называли «кукурузниками», которые были фактически учебными, то есть «учебный второй». Их начали выпускать в конце 1929 года. Уже к 1939 году заводы страны производили до 2000 самолётов в год.
« В середине 50-х, как-то на праздник собрались отметить первомай, после застолья Степан Михайлович, разоткровенничался со своими молодыми сотрудниками: - вспоминал Владимир Павлович Лукин. Вот что он вспомнил, про то, что рассказывал Пикулькин:
«В конце 1942 года нас с группой военнослужащих, в том числе и несколько лётчиков части, стали перебрасывать севернее Москвы, там, на станции Бологое формировали бригаду для обслуживания новых самолётов. В поезде не доезжая станции километров 40, они услышали разрывы снарядов и поезд резко остановился. Все выскочили из вагонов, впереди было видно дымящийся мост через какую-то речку, вокруг стали раздаваться взрывы снарядов. Метрах в трёхстах, увидели немецкие танки, и за ней группу пехоты, мы кинулись под вагон, чтобы укрыться и отстреливаться, и … больше ни чего не помню.
Очнулся в каком-то сарае, слыша немецкую речь. Невыносимо болела голова…».
Так по воспоминаниям земляка, выяснилась причина попадания в плен Степана Пикулькина. Он был ранен в ногу и спину и сильно контужен.
Далее в архивных документах было написано, что Пикулькин и ещё ряд наших военнослужащих оказались в концлагере, а оттуда их перевезли в Белоруссию, севернее Минска. Это было в пригороде Борисова, на военном аэродроме, захваченном немцами на территории Белоруссии. Будучи в плену работал на аэродроме и ремонтировал советские самолёты У-2, оставшиеся как трофеи на аэродроме, после отступления наших войск. Немцы их использовали для разведки, оставляя символику СССР. Чтобы советские зенитчики не стреляли по ним.
Так продолжалось до осени 1943 года, когда наши войска уже имели преимущество и начали наступление по всему фронту. В плену жизнь не казалась лёгкой, постоянно обуревали мысли о Родине, о том, что будет с ними дальше, ведь в плену не было информации о наступлении наших войск. Правда, новые пленные, к которым они относились с осторожностью, говорили, что наши войска ведут широкомасштабное наступление. Да и по немецким самолётам, которые часто не стали возвращаться на аэродром базирования, понимали, что происходит что-то важное и бесповоротное.
Как-то с теми, кто был в плену более полугода, обсуждали варианты побега. Территория аэродрома хорошо охранялась, что даже белорусские партизаны, активно ведущие подрывную деятельность в тылу, сюда не могли пробраться. Почти за год пребывания в плену, они имели возможность подружиться с женщинами, оказавшимися на работах на гитлеровцев. С некоторыми они даже заключили браки. Так многие из них были медсёстрами, других просто заставляли работать на Германию за питание.
Однажды советские самолёты начали бомбить аэродром. Но немцы, подняв в воздух свои самолёты, сумели избежать больших потерь техники. Тогда то и созрел план побега. Понимали, что недалёк тот день, когда наши вновь появятся в небе. Ждали несколько дней, заранее приготовили верёвки и одежду, припасли топлива в канистрах. Ведь уже была осень.
И вот 11 октября 1943 года Степан Пикулькин с товарищем Николаем Печёнкиным, возились с самолётами, делая вид об их серьёзных неисправностях. Дело было под вечер, рабочий день заканчивался, да и скоро должно было темнеть, когда послышались разрывы бомб советских самолётов, сделавших хитрый обходной манёвр, зашедших бомбить с запада, на заходе солнца, так что немецкие зенитки не могли точно прицеливаться против солнца. На аэродроме началась паника, немецкие лётчики бросились к своим « Focke-Wulf» и «Messerschmitt», чтобы подняться в воздух. Охрана, попряталась, испугавшись бомбёжки. Этим и воспользовались советские герои, потому как иначе их не назовёшь, узнав, что они дальше сделали.
Выкатив самолёты из ангара, но прежде залив в баки припасённое топливо в канистрах, и привязав к крыльям по две женщины, двое лётчиков, завели двигатели и вырулив на поле взлетели. Немцы в панике не поняли, что произошло, но когда самолёты взлетели и пока не набирая высоты, летели низко над лесом, навстречу заходящему солнцу, то германские зенитчики сделав несколько выстрелов промахнулись, а через минуту самолёты скрылись за лесом. Лишь через некоторое расстояние, набрав высоту, повернули на восток.
Начинало темнеть. Ночью, с одной стороны, без габаритных огней, их не могли сбить вражеские зенитки, а с другой не было известно, где они могут приземлиться без опасности. Они рассчитали, что топлива должно было хватить примерно на полтора-два часа полёта.
Благо на небе появилась луна. И когда под крылом блеснула отражение луны в водной глади. Ведущий первый самолёт опытный лётчик Николай Печёнкин, понял, что они перелетели Днепр. Через несколько минут он начал снижаться, чтобы найти место приземления. Лунный свет высветил поляну.
И Печёнкин, сделав разворот в сторону луны, в её свете жестом показал Пикулькину, где будем садиться. Так они перелетели через линию фронта на сторону Советской Армии на двух самолётах У-2. Кроме того, они прихватили всего шесть человек, привязав по две женщины к плоскостям самолётов, и сзади вместо пилотов было ещё двое советских солдат, тоже попавших в плен, и работавших на аэродроме.
Представляю, каким чувством любви к отечеству обладали эти люди, понимая, что могут все погибнуть, но это был выбор между жизнью в плену и свободой на Родине. Хотя свобода эта оказалась не сладкой. К утру они вышли к какой-то воинской части и явились с повинной, рассказав о побеге.

Из архива НКВД: «Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 11.3.1944 г. все участники побега были осуждены, получив лагерные строки от 3 до 5 лет. С.М. Пикулькин получил, три года лагерей. Н.П. Печёнкин был сослан на поселение в Красноярский край.»

В годы войны к тем, кто попадал в плен, относились недружелюбно, считая предателями, да и в общем, не шибко разбираясь в причинах пленения. Лётчиков обвинили в том, что находясь в плену, сотрудничали с немцами. У Пикулькина изъяли партийный билет, который он с риском для жизни носил скрытно в плену.
Победа в Великой Отечественной войне - это Победа Советского Союза. И в этом есть заслуга большой части коммунистов, единственной привилегией которых, в то время было - первыми идти в бой!
Поэтому сохраняя память об этом, нужно помнить таких людей как Степан Пикулькин. Находясь в плену он прятал партийный билет, то в портянках, когда надо было идти на работу, то в потайном кармане робы, который сам пришил изнутри, завернув билет члена ВКП(б) в пропитанную воском бумагу, чтобы не дай бог, испортить от дождя. А ведь фашисты первыми расстреливали евреев и коммунистов. Поэтому Степан подвергал свою жизнь ежедневной опасности, храня честь настоящего коммуниста!
К началу Великой Отечественной войны в вооружённых силах СССР насчитывалось 654 тыс. коммунистов, а концу 1944 года их количество увеличилось до 3 миллионов. В общей сложности в течение Великой Отечественной войны в партию были приняты около 4 млн. человек.
Но не смотря на это Степан Пикулькин был заключён в ИТЛ(исправительно-трудовой лагерь) сроком на 3 года. Но уже в 1950 году его дело было пересмотрено и прекращено «за отсутствием состава преступления». И Степан вернулся в родное село Панино, где стал работать на строительстве небольшой ГЭС на реке Серёже. И у земляков в домах появилась электроэнергия. Степан Михайлович был электротехником, руководителем этого колхозного проекта.
Степан Пикулькин прожил долгую и непростую жизнь, принося стране пользу, никогда не охаивая время, при котором, пришлось отсидеть в ГУЛАГе.
Он умер в 1992 году и похоронен в родном селе. Много лет о его могиле никто не заботился, хотя по рассказам земляков, у него было трое детей. Поговаривают, что они переехали в Крым.
P.S. На фотографии присланной моим другом Георгием Лукиным, на месте его захоронения появился памятник. Как оказалось, памятник на свои деньги поставил Георгий Лукин, который просил не писать об этом. Но я не мог умолчать, так как поступок друга, это дань уважения героям Великой Отечественной войны. А память о героях нужно хранить не только в сердцах, но и в образе камня, имеющего более долгое время существования.

Юрий Анатольевич Яценко, руководитель Сакского отделения МООБВ «Марс-Меркурий», Член союза журналистов СССР и России.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#РусскаяВесна#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#МыВместе#СвоихНеБросаем#МарсМеркурий

#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#РусскаяВесна#ЗаПрезидента#СвоихНебросаем#МыВместе#СвоихНеБросаем#МарсМеркурий

© МОО "Марс-Меркурий". 2010-2023