18 июля в Перу отмечают День перуано-российской солидарности. В городах страны, и прежде всего в пострадавших от землетрясения 1970 года, проходят мероприятия поминовения экипажа и пассажиров советского транспортного самолета «Антей», летевшего в Перу с грузом гуманитарной помощи и пропавшего в небе Атлантики. 19 июля торжественный митинг и возложение цветов к стеле «Экипаж самолета Ан-22, трагически погибшего 18 июля 1970 года при исполнении служебных обязанностей», состоялись на Новодевичьем кладбище в Москве.
По традиции это мероприятие организовало и провело посольство Республики Перу в Российской Федерации. Помимо сотрудников посольства в нем участвовали родственники погибших и члены экипажа Ан-22, летевшего с часовым интервалом за погибшим самолетом. В том числе вице-президент МОО «Марс – Меркурий» капитан 1 ранга в отставке Александр Васильевич Яковлев.
Кульминацией мероприятия стали выступление чрезвычайного и полномочного посла Перу в Российской Федерации Хуана Хенаро Дель Кампо Родригеса, рассказавшего о разрушительных последствиях того землетрясения для перуанского народа и вкладе Советского Союза в ликвидацию его последствий. Большая часть его рассказа базировалась на воспоминаниях родителей, проживавших в провинции Анкаш, ставшей эпицентром землетрясения. А также открытие в комнате дипломатического протокола здания посольства мемориальной доски, посвященной советскому экипажу.
По окончании выступления посол предоставил слово одному из членов экипажа самолета «Антея», летевшего за погибшим и все-таки выполнившего поставленную задачу – доставившего свою часть гуманитарного груза перуанскому народу: сборные дома, медикаменты, полевой госпиталь, палатки, вертолет и предметы первой необходимости.
Когда в Перу разразилась трагедия, рассказал Александр Яковлев, ему было 23 года, он заканчивал престижный ВУЗ и был полон радужных надежд. Он собирался посвятить жизнь тому, что завещали ему родители и наставники. Пережившие поразившую нашу страну войну, гибель родных и близких, тяжелейшие лишения и, не жалея себя, восстанавливавшие разрушенное. Они учили помнить войну, делать все, чтобы не допустить новой, крепить понимание и дружбу между народами.
У Александра Васильевича, как и у всех советских людей, трагедия перуанского народа вызвала всплеск сострадания и естественное желание оказать ему помощь. На слуху названия разрушенных городов Чимботе, Юнгай, Урамей, Касма. В которых погибли и были покалечены десятки тысяч человек, более миллиона лишились крова.
В те дни нашу страну охватило добровольческое движение. В Перу отправились отряды медиков и спасателей. Они лечили больных и раненых, помогали восстанавливать разрушенное. Собирались и готовились к отправке тонны технического имущества и медицинского оборудования. Приказ доставить его перуанцам с энтузиазмом встретили экипажи советских транспортных самолетов.
Александр Васильевич Яковлев с большим энтузиастом участвовал в той гуманитарной акции. Ему выпало лететь бортовым переводчиком, то есть обеспечивавшим безопасный пролет над иностранными территориями на «Антее» с бортовым номером 09305 под командованием летчика 1 класса Хорошко. От летевшего первым Ан-22, командиром которого был Бояринцев, их разделял час полетного времени. На всем маршруте они не имели с ним радиосвязи и, перелетев через Атлантику, из-за надвигавшегося грозового фронта сели на запасной аэродром на острове Ньюфаундленд в Галифаксе. Предполагая, что первому самолету удалось проскочить грозу и приземлиться на основном назначенном нам аэродроме посадки на континенте – в Гандоре. О том, что 09304 так и не долетел до североамериканского континента, они узнали лишь на следующий день на Кубе.
Ту задачу они выполнили. Часть гуманитарной помощи доставили, передали ее представителям пострадавшего населения Республики в Лиме. Испытали эмоции солидарности и братства, увидев искренние благодарность и радость на лицах принимавших ее перуанцев.
Прошел 51 год после той трагедии. Перуанцы продолжают чтить память погибших советских летчиков. Но на мероприятие поминовения в Москве приходит все меньше родных и близких погибших. И остаются без ответа тревожащие их вопросы:
- Почему два наших «Антея» летели с часовым интервалом и без радиосвязи, не имея возможности отслеживать друг друга в полете?
- Чем была вызвана необходимость их промежуточной посадки опять же с часовым интервалом на территории Исландии не на гражданский аэродром, а на авиабазу ВМС США в Кефлавике?
- Кто придумал организовать в Кефлавике покидание экипажами самолетов и их обеденный перерыв в американской летно - технической столовой?
- Кто разрешил во время обеденного перерыва экипажей «экскурсионный осмотр» личным составом авиабазы ВМС США первого Ан-22, «под завязку» забитый гуманитарными грузами для перуанцев?
- Почему не реагировали, а значит, не были проинформированы о нашем внеплановом перелете через Атлантику суда радиообеспечения трансатлантических перелетов?
Вызывает сомнение официальная версия гибели пропавшего над Атлантикой советского транспортного самолета, доставлявшего груз гуманитарной помощи братскому перуанскому народу: брак при изготовлении лопастей винта, одна из которых оторвалась и прошила фюзеляж самолета. По моему мнению, к гибели пропавшего над Атлантикой «Антея» могло привести следующее:
- стремление вписаться в международные регулярные авиарейсы побудило советскую сторону отказаться от традиционного минимального, в несколько километров, а то и метров расстояния между летевшими транспортными самолетами;
- намерение продемонстрировать возможности советской военно - транспортной авиации американскому командованию обязало наши самолеты совершить промежуточную посадку не на гражданском аэродроме, а на авиабазе ВМС США в Исландии;
- стремление расположить американцев к советскому посольству в Исландии спровоцировало его согласие на проведение т.н. «экскурсии» по самолету во время обеденного перерыва его экипажа;
- неприспособленность забитого грузами самолета к «экскурсии» и невозможность тщательного осмотра ее последствий создало предпосылки к оставлению в его корпусе «экскурсантами» взрывчатки;
- отсутствие реагирования на наш пролет радиодиспетчерских пунктов судов обеспечения могло быть следствием неполучения ими нашего полетного плана с намерением задержать информирование общественности об ожидаемой над Атлантикой катастрофе.
Представляется, что все это было сделано для того, чтобы подорвать дружественные отношения, начавшие складываться между Советским Союзом и Перу, и подорвать растущий авторитет нашей страны в мире. Скорее всего реакцию на эти вопросы и предположения мы уже не получим.
Вице-президент МОО «Марс – Меркурий» капитан 1 ранга в отставке Александр Васильевич Яковлев поблагодарил посла Республики Перу за сохраняемую память о погибших советских людях и приглашение участвовать в очередном мероприятии их поминовения. Посол с благодарностью принял изданную МОО «Марс – Меркурий» к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. книгу «Оружие Великой Победы» и публикацию в общероссийской газете «Ветеран» «Перуано-российская солидарность. История трагедии» о мероприятии поминовения советского экипажа, состоявшемся на Ваганьковском кладбище в июле 2019 года.