По приглашению Совета ветеранов Черноморского флота, 29 октября вице-президент МОО «Марс - Меркурий капитан 1 ранга в отставке Александр Васильевич Яковлев участвовал в конференции, посвященной 66-й годовщине гибели линкора «Новороссийск» и проведенной в Российском Доме международного научно-технического сотрудничества в Москве. Тема его выступления – «Итальянский след в гибели «Новороссийска».
Ночью 29 октября 1955 года на месте стоянки (бочка №3) в Северной бухте Севастополя после сильного взрыва затонул флагман эскадры Черноморского флота, линкор «Новороссийск», погибли 657 моряков. По официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая немецкая донная мина, но есть и другие. Одна из них – диверсия, устроенная итальянскими боевыми пловцами.
После Второй мировой войны на долю СССР по репарации пришлись 33 боевых корабля и вспомогательных судна, в том числе линейный корабль «Новороссийск», легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки. Катастрофа «Новороссийска» - бывшего «Джулио Чезаре» представляется диверсией, проведенной бывшим командиром бывшей 10-й флотилии ВИС Италии князем Валерио Боргезе. Этот «супермен» не скрывал антикоммунистических убеждений и ненависти к СССР. При передаче итальянских кораблей нашей стране он поклялся отомстить за бесчестие Италии и во что бы то ни стало взорвать линкор.
Итальянская версия гибели «Новороссийска» принималась главным командованием ВМФ всерьез, и вскоре после взрыва линкора все бывшие итальянские корабли, состоявшие на Черноморском флоте, в том числе крейсер «Керчь», четыре эсминца и подводная лодка, были выведены из боевого состава и отправлены на металлолом.
В нашей команде на Черноморском флоте, доложил капитан 1 ранга Яковлев, за итальянское направление отвечал выпускник ВИИЯ 1969 года, который еще в ходе учебы в течение года работал в Эфиопии, где участвовал в создании на базе итальянского и амхарского языков местной письменности. Там он установил контакты с проживавшими и работавшими итальянцами. Эти отношения он с разрешения руководства продолжал в ходе службы на флоте. Вел активную переписку с итальянскими друзьями, встречался с ними, отправляясь в Италию с советскими творческими коллективами. Искал и находил контакты с отставными итальянскими военными моряками. Одним из интересовавших его вопросов было участие боевых пловцов ВМС Италии в гибели линкора «Новороссийск». Итогом этих усилий стали встреча и общение с одним из отставных боевых пловцов 10-й флотилии под командованием князя Валерио Боргезе.
По словам этого человека, он был близко знаком с князем и за свои боевые подвиги в годы войны неоднократно награждался. Вопрос участия итальянских боевых пловцов в гибели «Новороссийска» ему задавали много раз. И он всякий раз с уверенностью говорил, что, видимо, именно за эту операцию в ноябре 1955 года князь Боргезе и группа офицеров итальянских ВМС получили очередные боевые ордена. Хотя оговаривался, что это его личное мнение.
В угоду авторам версии «случайного подрыва на невытраленной немецкой мине» разведка докладывала, что никаких или почти никаких итальянских судов на Черном море в период, предшествовавший взрыву «Новороссийска», не было или почти не было. Лишь где-то достаточно далеко от Севастополя проходило какое-то иностранное судно.
В разговоре же с моим сослуживцем бывший итальянский боевой пловец ссылался на практически неограниченные возможности по доставке диверсантов некой специально доработанной торпеды В 57 калибром 355 мм, имевшей длину 8 метров и превращенной в уникальное по тем временам оружие. Доставлено это оружие было неким сухогрузом, проходившем в ночь на 29 октября на минимально необходимом расстоянии от Севастополя. Проникло же оно в Севастопольскую бухту и доставило боевых пловцов через открытые почему-то той ночью боновые заграждения.