• +7 (499) 159-27-45
  • +7 (980) 415-15-50 моб.
  • Позвоните нам
 
  • mars-mercury@yandex.ru
  • E-mail

Новости

Оживить похоронный закон

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 



         

            В далеком 2014 году, а затем в 2015 во исполнение протоколов совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации было принято решение о разработке законопроекта "О похоронном деле в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Действующий Федеральный Закон 1996 года "О погребении и похоронном деле" уже не мог регулировать имеющие место факты неуважения к памяти умерших, проблемы коррупции и вымогательства, навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения, недобросовестного осуществления деятельности в сфере похоронного дела. Перед авторами законопроекта ставилась задача- обеспечить единый подход к регулированию в похоронной отрасли, установлению общих для всей страны принципов похоронной отрасли, правил и требований к оказанию ритуальных услуг, порядка погребения, создания и содержания объектов похоронного назначения, порядка признания мест захоронений брошенными и т.д. Казалось бы нужный, важный закон. Закон касающийся каждого россиянина, который закончит свой жизненный путь на родине, а не рядом со своей виллой в какой-нибудь Англии или Испании. Закон своевременный- ведь постоянно в СМИ освещаются факты перестрелок на кладбищах при переделе рынка похоронных услуг, многочисленные драки родственников умерших с "похоронщиками", наплевательское отношение отдельных руководителей к захоронениям, в том числе и к воинским. А о скольких фактах еще не знает общественность.
          Так какой же путь прошел законопроект за пол десятилетия? В ответе на мое имя, подписанном Заместителем Директора Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Огурцова сказано, что указанный законопроект "неоднократно обсуждался заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями на площадке Минстроя (именно в недрах этого министерства находится группа авторов) и в Аппарате Правительства РФ, в Общественном совете министерства. В связи с социальной направленностью законопроект прорабатывался с учетом мнения Русской Православной церкви и экспертного сообщества". И наконец- то, 29 апреля 2019 года внесен в Правительство Российской Федерации. "Непостижимая" скорость на фоне молниеносных решений по пенсионному законодательству или "трехдневному" голосованию гражданами страны... На мой запрос от 6 августа 2020 года уже в Правительство о сроках дальнейшего движения законопроекта, я пока получил уведомление из Аппарата Правительства, что мое обращение зачем-то перенаправлено обратно в Минстрой.
Зная порядок прохождения законов можно с уверенностью сказать - в Государственную Думу он попадет не раньше чем в конце 2020, а там уже скопилось более 1200 законопроектов, которые собрались рассмотреть на этой сессии. Пока по нему организуют парламентские слушания, различные "чтения", в конце концов примут и потом передадут коллегам в верхнюю палату, то может быть в 2023-2024 годах он попадет под перо Президента России.
А пока нас будут хоронить по старому.
          Может возникнуть вопрос- почему военный профсоюз озаботился данным законопроектом? Во-первых, в официальном ответе Минобороны на мое имя, подписанном Заместителем Директора Департамента социальных гарантий П.А.Олюшиным говорится, что вышеуказанный законопроект "на рассмотрение и согласование не поступал". Эту же информацию мне подтвердил и бывший начальник Управления МО РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. То есть одно из ведущих министерств в вопросах организации похоронного дела в обсуждении законопроекта не участвовало.
Во-вторых, в ходе общения с руководителями ряда компаний-лидеров рынка похоронных услуг, таких как Военно-мемориальная компания, ГК "Ритуал.РУ", ЗАО "Ритуал-сервис" и другими я убедился , что они так же не привлекались к обсуждению данного законопроекта. Конечно это не критично, потому что самое эффективное обсуждение происходит на стадии обсуждения нормативного акта в Государственной Думе. Но вот затягивание с самим принятием закона- это уже критично. Критично, потому что мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда государство не в состоянии гарантировать обеспечение полного объема ритуальных услуг и как следствие мемориальных услуг в рамках правового поля. Этот тезис к сожалению распространяется и на проблемы погребения военнослужащих и граждан уволенных с военной службы. Приведу ряд примеров, которые можно назвать типовыми.
         Несколько лет назад в Курской области в одном из райцентров, удаленном от столицы региона, хоронили Героя Советского Союза,военного ветерана Великой Отечественной войны. В соответствии с нормативными документами обряд захоронения должен сопровождаться прощальным салютом и участием в нем военного оркестра. На похороны заслуженного человека, героя собрались сотни людей. А вот с почетным караулом вышла осечка. Не смог военком области организовать участие караула в торжественной ритуальной процедуре. И как ни странно, я его понял и его позицию поддержал. В этот день в самом Курске проходило несколько похорон, участие в которых караульного подразделения было запланировано. Но главная причина в другом- отправить почти на пол дня вооруженное подразделение более чем за 100 км- это реальная "головная боль"для военного руководителя. Сегодня многие ритуальные компании на своих сайтах предлагают родственникам умерших военнослужащих якобы полный спектр ритуальных услуг предусмотренный законодательством, в том числе оркестр и почетный караул. И всем понятно на сколько "взлетает ценник" за погребение "человека в погонах" и можно догадываться как регулируется участие военных подразделений в данном ритуале. Так почему бы "силовым" министерствам и ведомствам не создать свои, а лучше одну на всех военно- мемориальную компанию, которая могла бы обеспечить организацию похорон служивых со всеми полагающимися почестями на всей территории России, в том числе и с привлечением военно-исторических клубов с их экипировкой, оружием для отдачи последних почестей. И не надо здесь ссылаться на антимонопольное законодательство. Лично я знаю десятки компаний, которые в тех или иных сферах экономики являются едиными поставщиками услуг для многих министерств. Да и у того же Министерства обороны накоплен колоссальный многолетний опыт взаимодействия с Военно-мемориальной компанией. Опыт, который к сожалению не получил дальнейшего развития. Как рассказал мне Генеральный директор ВМК Шелягов О.В. сотрудничество осуществлялось в рамках подписанного соглашения о взаимодействии, но носило очень точечный характер, хотя потенциал компании позволяет обеспечить весь спектр ритуальных услуг для защитника Отечества.
         Меня, как руководителя профсоюза волнует и другой вопрос, связанный с несовершенством законодательства в похоронной сфере. Уже боле 2 лет я участвую в "тяжбе" между руководителем группы "Поиск", членом Адыгейской организации нашего профсоюза Гусейновой М.А и военным комиссаром Республики Адыгея. Суть проблемы заключается в субъективизме военного чиновника. С 2006 года поисковики-волонтеры разыскивали на муниципальных кладбищах заброшенные могилы воинов- участников Великой Отечественной войны. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 года №460 данные захоронения попадают под программу увековечивания их памяти. Нормативка предусматривает, что если у умершего по какой-либо причине родственники или законные представители не организовали и не осуществили погребение погибшего (умершего), то это может быть исполнено "иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего". Это положение распространяется и на приведение в порядок захоронения и установку памятника. Осуществив работу по поиску, приведению в порядок могилы, изготовлению памятника это "иное лицо" предоставляет в военный комиссариат набор документов в соответствии с которым производится компенсация понесенных затрат. Важно то, что военный комиссариат проверяет наличие родственников у умершего, что бы исключить возможные конфликтные ситуации. Так вот "Поиском" было приведено в порядок несколько сотен могил. Соответствующие расходы были компенсированы из бюджета в рамках предусмотренных нормативными документами сумм. Но назначенный в 2017 году на должность Военного комиссара республики полковник Аверин А.В., в отличии от многих своих предшественников и коллег из других регионов, неожиданно "озаботился" якобы предпринимательским следом в этом виде деятельности и отказал в компенсации расходов по белее чем четырем десяткам восстановленных могил ветеранов. К сожалению, не прописанное детально изложение статей о погребении данной категории граждан в действующем законодательстве, дает возможность ретивым чиновникам остановить эту благородную деятельность. Сегодня в республике ни кто не решается восстанавливать заброшенные могилы ветеранов войны.
            Несовершенство действующего законодательства порождает и такие ситуации как скандалы вокруг крупной братской могилы в Истринском районе, куда оказались втянуты многие общественные организации, в том числе и наш профсоюз, на Лесном кладбище во Владивостоке, на Песьяновском кладбище в Артемовске Свердловской области и т.д..
           Мы привыкли, что многие законы рассматриваются в Государственной Думе годами, но совсем не понятно, почему Минстрою понадобилось почти 5 лет, что бы подготовить законопроект по столь актуальному вопросу, и почему более года он без движения лежит в Правительстве? А ведь и сам законопроект нуждается в серьезной доработке. Юристами профсоюза под руководством моего заместителя Тарлавина Ю.А. он был подвергнут тщательному анализу и в нем был выявлен ряд недостатков, которые затрагивают интересы военнослужащих. Мы не согласны. что в законопроекте исключено понятие "погибший при защите Отечества", а введено понятие - "умерший". Казалось бы суть одна, но ведь значительно снижается статус именно погибшего в бою, его социально-общественное значение. С учетом принятых изменений в Конституцию РФ необходимо пересмотреть статью о примате международных договоров над положениями данного закона. Наверное необходимо дополнить перечень объектов захоронения понятиями "могила Неизвестного солдата", "мавзолей" "некрополь", "пантеон". Надо предусмотреть в статье "Кладбища" "место для размещения почетного караула" и даже "место для заряжания-разряжания оружия". Нет в законопроекте освещения проблемы "бесхозных могил", ликвидации подобных захоронений, и определения сроков для существования захоронений. В общем законодателям есть над чем поработать. А субъекту законодательной инициативы необходимо ускорить ее воплощение в реальность.

© МОО "Марс-Меркурий". 2010-2023